Ни для кого не секрет, что современный потребитель широко использует возможности сети Internet для совершения покупок. Это и онлайн заказы услуг, и интернет-магазины, которые реализуют различные товары: от одежды и обуви до бытовой техники. Но, помимо прочего, потенциальный покупатель ищет в сети мнения тех людей, которые эту покупку уже совершили: насколько качество товара соответствует его цене, корректным ли было обслуживание, своевременной ли доставка.

На сайтах, целью которых является коммерческая деятельность, можно встретить различные по своей модальности отзывы: от идиллически-хвалебных, до резко негативных.

Различна и реакция читающих эти отзывы. Кто-то доверяет обилию положительных, или отрицательных комментариев, а кому-то приходит в голову мысль о происках конкурентов (в случае обилия негатива), или о «заказных» положительных, строгой модерации.

Никто не спорит, возможно, имеет место быть и одно, и другое, но! Если не исследовать стилистику отзывов, во-первых, наличие на сайте сплошь позитивных, явно заказных отзывов, это повод задуматься: чем эти комментарии отличаются от рекламы, которую нам крутят как по ТВ, так и по радио, печатают в модных журналах, развешивают на уличных баннерах? Если владелец бизнеса вкладывается в рекламу, разве это плохо?

Во-вторых, модерацию и обратную связь никто не отменял. Понятно, что модерация может быть «тупой и беспощадной» — попросту удаляющей все отзывы, не отвечающие формированию благоприятного имиджа товара, или фирмы, но это не умно. Как правило, уважающая себя и своих клиентов фирма обязательно реагирует на все негативные (а нередко и на положительные) отклики, связанные с ее продукцией. Это может быть благодарность за реакцию на огрехи в работе сотрудников, предложение урегулировать возникшую неприятную ситуацию, выражение признательности за высокую оценку, данную клиентом. И это, наверное, самое главное.

Доверять отзывам в интернете стоит, но осторожно. Наличие негативных отзывов — не показатель, если на них корректно и своевременно отреагировали. Но и сплошной позитив в откликах клиентов может свидетельствовать не только о безупречной работе (или качестве товара), но и о мошенничестве. В таком случае, стоит завязать деловую переписку с менеджером (консультантом), дабы составить личное мнение, или поискать информацию о фирме, или товаре на сторонних ресурсах.